Студентам колледжей, институтов и университетов хорошо знакома такая форма учебной деятельности, как практика. Она представляет собой тип организации процесса, во время которого молодые люди применяют теоретические знания в реальной жизни.
Однако интересный формат нередко оказывается сопряжен с проблемами и затруднениями, ведь практика всегда связана с большим количеством бумажной документации: это дневники, календарные планы и другие объемные текстовые задания. Показать и рассказать, как можно выполнить их легко и быстро, всегда сможет первоклассный тьютор.
Классификация: виды и различия
Практика – это не просто регулярное посещение производства или организации, которое позволяет отдохнуть от традиционных лекций и семинаров. В действительности подобная студенческая занятость имеет специфические задачи, черты и особенности на каждом курсе.
Учебная
Учебная практика, сопровождающая первокурсников, призвана познакомить будущих специалистов и бакалавров с азами профессии, на которой они решили остановить свое внимание.
Здесь еще не организуются групповые походы на различные предприятия. Обычно деятельность носит предметно-методический характер. Руководитель практики, которым выступает один из преподавателей ВУЗа, проводит со студентами тематические беседы и дает им дополнительные задания (поиск нужной информации в библиотеках, составление индивидуальных планов, освоение технологий экспериментирования, моделирования, наблюдения и пр.).
Ознакомительная (она же учебно-ознакомительная)
Порой чисто учебная практика соединяется с ознакомительной, предполагающей вовлечение, пока еще достаточно поверхностное, в процесс непосредственной профессиональной работы. Во время нее студент не только выполняет академические задания и упражнения, которые ему выдает кафедра, но и в составе группы посещает определенное место. Например, для будущих педагогов это может быть детский сад или школа, для экономистов – частная или государственная фирма, для медиков – больница. Никто не перекладывает на молодых и малоподготовленных людей обязанности и ответственность, но они постепенно набираются опыта, ценной информации и ресурсной базы для следующих видов практик – производственной и преддипломной.
Важно! Уже на этих этапах понадобится создавать дневники с учетом имеющихся государственных стандартов, а в некоторых средних специальных и высших учебных заведениях, – также защищать их перед комиссией.
Производственная (на предприятии)
Как можно догадаться из названия, студент становится полноправным членом рабочего коллектива. Это – проверка на состоятельность человека как молодого специалиста. Достаточно ли у него знаний и навыков, чтобы успешно трудиться в русле выбранной стези и помогать обществу? Сможет ли он влиться в профессиональное сообщество и получить от взаимодействия с коллегами максимальное количество пользы? Вердикт в очередной раз вынесет проверяющая комиссия преподавателей. Дневник, за который наравне с экзаменами и зачетами будет выставлена оценка, понадобится сдать снова.
Преддипломная
Наконец, последней ступенью является прохождение преддипломной практики – своеобразной финишной прямой. Ее цель – это комплексное обобщение полученного опыта. Студент должен продемонстрировать свое умение использовать и теоретические знания, и практические навыки для разрешения конкретных и актуальных проблем. Здесь понадобится общаться с сотрудниками, изучать техническую документацию и активно участвовать в производственном процессе. Только так удастся набрать материал для написания дипломной работы.
Помощь тьютора
Получается, что за все время обучения студенту потребуется выполнить 3-4 отчета по практике, и это – только минимальное значение! При этом так же, как и сами виды практик, задания по ним будут различаться. Персональный наставник сможет учесть имеющиеся детали и нюансы, а потому вместе со своим подопечным:
- Выявит и компактно, но четко сформулирует глобальные цели каждого вида работы. Это универсальное понимание («зачем, для чего?») затем можно будет применить на любом курсе.
- Создаст перечень рекомендаций: что и как фиксировать, запоминать и записывать изо дня в день. Так основная информация для отчета наберется в достаточном объеме, и впоследствии из нее без труда можно будет выделить нужное.
- Структурирует и разделит текст на смысловые блоки.
- Учтет как стандарты ГОСТ, так и внутренние методические рекомендации ВУЗа, а также проследит, чтобы все бланки-образцы (для отзыва-характеристики, с индивидуальными заданиями и пр.) были заполнены правильно как по содержанию, так и по оформлению.
Тьютор не только научит студента писать отчеты по практике, но и придаст ему больше уверенности в своих силах. Это раскроет в молодом человеке личностный потенциал и, возможно, даже поспособствует началу его карьеры. Не секрет, что работодатели часто замечают талантливых юношей и девушек, которые ответственно подходят к выполнению заданий, складно излагают собственные мысли и «зрят в корень», именно во время прохождении ими вузовской практики.